Интервью с сенсеем Жаком Пайе (1 часть)

Сенсей Жак Пайе
Сихан Жак Пайе

Идея взять интервью у сенсея Жака Пайе родилась у главного редактора информбюро ещё прошлой зимой. Мастер на протяжении многих лет был учи–деши у основателя стиля Айкидо Ёсинкан Годзо Сиоды, в настоящее время живёт в Японии и возглавляет собственное додзё «Мугендзюку». На своих семинарах, которые он уже несколько раз проводил в Санкт–Петербурге и Новосибирске, мастер демонстрировал столь глубокое понимание айкидо, что это никого не оставляло равнодушным. При всём этом сенсей Жак Пайе хорошо говорит на английском языке, что предоставляет уникальную возможность задавать ему вопросы, минуя переводчика, а также получать напрямую ответы.

Пользуясь случаем, главный редактор информбюро, совместно с Алексеем Михайловым из додзё «Юкимуракан» подготовил увесистый список самых разнообразных вопросов, вооружился диктофоном (чтобы иметь возможность впоследствии в спокойной обстановке преобразовать беседу в письменную форму) и стал поджидать удобного случая. Такой случай представился ещё до начала семинара, когда во время обеда мы с Алексеем попросили сенсея Пайе поучаствовать в этой занимательной авантюре. Мастер любезно согласился ответить на наши вопросы, и мы приступили к интервью.

Если у вас возникнет устойчивое ощущение, будто редактор информбюро перевёл что–то неправильно, вы можете дополнительно ознакомиться с оригиналом интервью на английском языке.


Сенсей, мы рады вновь видеть вас в Санкт–Петербурге. В России много людей занимается Айкидо Ёсинкан, и им было бы крайне интересно послушать человека, который на протяжении многих лет обучался в Хомбу додзё под руководством сенсея Годзо Сиоды. Поэтому мы хотели бы попросить вас дать нам небольшое интервью.

Мы слышали, что в 1980 году вы уехали в Японию специально для того, чтобы тренироваться под руководством сенсея Годзо Сиоды. Кто в те годы проводил тренировки в Хомбу додзё?

Сенсей Жак Пайе. Да, я приехал в Японию в начале 1980 года. В то время главным инструктором Хомбу додзё был сенсей Такено. Конечно, сенсей Сиода приезжал каждый день и два–три раза в неделю проводил тренировки для общей группы. Кроме того, он проводил занятия в специальной группе для чёрных поясов. Однако, главным образом, инструктором был сенсей Такено. Кроме того, были ещё старшие инструктора. Сиода сенсей в начале занятия мог остановить тренировку и сказать: «Такено, ты сегодня ведешь занятие», — или: «Чида, ты сегодня ведёшь занятие». Также, преподавать могли Сакураи или Накано. Сиода сенсей смотрел, как они проводят тренировку, и иногда давал какие–то советы и комментарии.

Учи-деши
Сенсей Сиода и его учи-деши

А как насчёт сенсея Иноуэ и сенсея Кусиды? Они вели занятия в общих группах?

Сенсей Жак Пайе. Нет. Кусида сенсей оставил додзё за много лет до этого момента. Возможно, в начале 70–х годов. А что касается сенсея Иноуэ, то он был направлен в качестве инструктора в полицию. Он преподавал в полицейской академии всё своё время, поэтому он приезжал в Хомбу додзё только на экзамены. Однако он не вёл тренировок в Хомбу.

Будучи учи–деши, посещали ли вы курсы Сеншусей?

Сенсей Жак Пайе. Да. Потому что когда ты являешься учи–деши, ты должен посещать тренировки для полицейских. В те годы не было курса для иностранных инструкторов, и молодые учи–деши тренировались вместе с полицией, когда кто–то из полицейских отсутствовал, или был травмирован, или место было не занято. Таким образом, молодые учи–деши посещали тренировки Сеншусей. Это случалось два–три раза в неделю на протяжении трёх лет. Но в первый год мы тренировались 4 часа в день, 5 дней в неделю.

Я правильно понял, что в то время курсы Сеншусей не предназначались для подготовки иностранных инструкторов? Они были только для полицейских?

Сенсей Жак Пайе. Да. Только для полицейских. Это была полиция общественной безопасности, известная, как Кидотай.

В чём отличие тренировок на этих курсах от обычных тренировок в Хомбу додзё?

Сенсей Жак Пайе. Отличия довольно существенны, потому что тренировки полицейских… У них просто нет выбора. Они приходят потому, что должны были… Это их работа! Их занятия айкидо оплачиваются. Поэтому в течение года они не ходят на работу, и вместо того, чтобы тренироваться в полиции, они вынуждены интенсивно практиковать айкидо. Поэтому они не могут сказать «нет», они не могут игнорировать инструктора, они вынуждены говорить «ос», и делать то, что инструктор им сказал. Поэтому они тренируются очень интенсивно.

Насколько я знаю, для того, чтобы работать в Кидотай, человек должен хотя бы один год посвятить интенсивной практике традиционных боевых искусств, таких как: карате, дзюдо, кендо или айкидо.

Сенсей Жак Пайе. Это выбирается добровольно. В целом, для того, чтобы работать в полиции необходимо иметь чёрный пояс в любом боевом искусстве: кендо, каратэ или айкидо. Однако если они хотят работать в специальной полиции, им необходимо пройти особый курс, посещать инструкторские курсы для того, чтобы иметь возможность вступить в ряды полиции общественной безопасности.

Сеншусей
Сеншусеи выпускники. 2009 год

Таким образом, посещение курса айкидо не является обязательным? Это могут быть также курсы каратэ, дзюдо или кендо?

Сенсей Жак Пайе. Да, однако, только в айкидо организованы специальные одногодичные интенсив–курсы. В каратэ они вынуждены посещать додзё после работы.

Как много кандидатов в Кидотай выбирают курсы Сеншусей?

Сенсей Жак Пайе. Мы можем взять только десятерых кандидатов в Кидотай каждый год. Поэтому в полицейской академии производится отбор претендентов. Они оценивают академическую успеваемость, дисциплину, отношение сотрудника к работе и так далее. Если группа будет слишком большой, додзё не сможет обеспечить хорошей подготовки. Поэтому она должна быть маленькой.

Какова основная цель этих курсов (подготовить инструкторов, полицейских, обучить сотрудников навыкам рукопашного боя)?

Сенсей Жак Пайе. Основная цель этих курсов, поскольку мы говорим о временах 40–летней давности, поэтому когда эта программа подготовки только формировалась, это было важно как для сенсея Сиоды, так и для полицейских… Наиболее важным для полиции является очень сильный дух. Это означает никогда не сдаваться, быть сильным, психологически устойчивым, дисциплинированным, твёрдым. Разумеется, важно приобрести определённые навыки айкидо, быть способным арестовать без нанесения повреждений. В полиции вам нельзя бить человека руками или ногами, вы должны уметь арестовать преступника, не нанося ему травм. Поэтому они осваивают какие–то навыки, однако наиболее важным является обретение очень сильного духа. Это наиболее важная задача курса.

Как обстоят дела с курсами «Кеншусей» в вашем собственном додзё? Как много людей сейчас тренируется по этой программе?

Сенсей Жак Пайе. Это программа ещё очень новая, поэтому я постарался сделать группу небольшой. Поэтому сейчас в ней занимается максимум 8 студентов. Однако на моих курсах я постарался объединить тренировку духа с моим собственным пониманием айкидо, с моим персональным опытом. Поэтому после одного года обучения люди лучше понимают баланс, умеют фокусировать свою силу и энергию. И после одного года они смогут работать самостоятельно. Поэтому когда они вернутся домой, они будут в состоянии развиваться технически.

Тренировки на этих курсах столь же интенсивные, как и на курсах Сеншусей?

Сенсей Жак Пайе. Да. Но на прежних курсах Сеншусей наиболее важным было воспитания очень сильного духа и дисциплины. Однако, я, разумеется, частично сохранил этот подход, но я также добавил и свои персональные наработки. Мои собственные подходы основываются на необходимости очень хорошего понимания баланса, энергии и принципов айкидо.

Пояснения
Объяснение принципов

А эти люди, которые сейчас участвуют в курсе Кеншусей в вашем додзё. Откуда они и кто они по профессии?

Сенсей Жак Пайе. Они молоды. В основном они прозанимались год или два айкидо, однако, они очень мотивированы. По большей части они только закончили колледж или только начали работать, но ещё не женились, поэтому они могут бросить всё и прийти в додзё. Большинство из них приехали из Европы и из Канады. Также, некоторые из них из Японии.

Существуют ли сейчас курсы Сеншусей в Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан?

Сенсей Жак Пайе. Да. Они существуют.

Насколько я знаю, в 1985 году вы вернулись во Францию. Собирались ли вы открыть своё собственное додзё, или вы преследовали какие–то иные цели?

Сенсей Жак Пайе. Я думал открыть моё собственное додзё во Франции, однако, что касается айкидо, то ситуация там очень специфическая, поскольку существует много бюрократических барьеров, и к тому же там очень силён Айкикай. Во Франции вам необходимо иметь особую государственную лицензию. Даже если вы получили какие–то дипломы в Японии, они не будут признаваться. Вы должны быть аккредитованы Французским департаментом образования, спортивного образования. А экспертная комиссия вся состоит из представителей Айкикая, поэтому если вы практикуете Ёсинкан, это очень сложно. Таким образом, я не хотел сражаться, я немного попреподавал во Франции, однако, было много сложностей, а затем меня пригласили в Англию, поэтому я поехал туда в качестве технического директора. Я был инструктором в Англии на протяжении двух лет.

Что заставило вас вернуться в Японию и стать учи–деши у Годзо Сиоды во второй раз?

Сенсей Жак Пайе. В то время, как я преподавал в Англии, я был не очень доволен своим техническим уровнем, потому что… особенно когда я был во Франции, там практически не было Ёсинкана, и перед тем, как начать практиковать айкидо, я занимался дзю дзюцу и каратэ, поэтому я навещал своих друзей, и у меня не получалось заставить техники айкидо работать на них. Мне приходилось использовать силу, и по этой причине я не был удовлетворён своей техникой. В 1988 году я поехал в Германию на семинар Годзо Сиоды сенсея, это был его последний семинар за рубежом. Тогда я провёл с ним неделю, и сказал ему, что на протяжении пяти лет интенсивно занимался в Японии, однако, техники не работают, и я не слишком доволен, немного растерян, и мне хотелось бы вернуться в Японию, чтобы вновь стать его учи–деши.

Удалось ли вам после этого приобрести те навыки рукопашного боя, которых вам так не хватало во время пребывания во Франции?

Сенсей Жак Пайе. Я бы не стал говорить о навыках рукопашного боя. Я приобрёл более глубокое понимание принципов айкидо. Я просто был рядом с сенсеем Сиодой, имел возможность работать над своим собственным пониманием принципов. По этой причине я стал более уверенным в себе и смог развить своё собственное айкидо.

Принципы
Пояснение важности
сохранения баланса в айкидо

Приходилось ли вам участвовать в боях и спаррингах после второго периода обучения?

Сенсей Жак Пайе. Нет.

В России многие люди занимаются различными видами боевых искусств. Часто можно услышать мнение, что айкидо совершенно неэффективно в схватке. Что техники слишком сложны и во многом зависят от доброй воли уке. Каково ваше мнение на этот счёт?

Сенсей Жак Пайе. Да, это так. Что касается меня, то я занимался дзю дзюцу и каратэ, и потом увидел сенсея Сиоду. Я думаю, что если люди хотят научиться драться, быть эффективными в схватках, то им следует заниматься чем–то другим. Существует много смешанных единоборств, спортивных боевых искусств, которые гораздо в большей степени подходят для этих целей. Айкидо не предназначено для драки.

Известно, что вначале айкидо привлекало главным образом людей, которые занимались дзюдо. Техники Морихея Уэсибы и его последователей были гораздо более эффективными, чем техники борцов. Однако сейчас мы можем видеть ситуацию, когда парни, практикующие дзюдо, самбо или бразильское джиу–джитсу (все три вида довольно похожи на старое дзюдо) часто побеждают в схватках ММА. И есть лишь один Рик Эллис, который в какой–то степени использует айкидо. Youtube полон видеороликов, демонстрирующих неэффективность айкидо в сравнении с боксом, дзюдо и так далее. В чём причина такой ситуации, учитывая то, что в начале она была совершенно противоположной?

Сенсей Жак Пайе. Я думаю, это произошло потому, что люди утратили правильное понимание айкидо. Айкидо было создано для того, чтобы развивать «чюсин рюку», обучать навыкам фокусировки силы, балансу, использованию центральной линии. Однако мало помалу стало очень тяжело понимать эти принципы. Поэтому люди использовали силу, и любили применять её в большинстве техник, поэтому они естественным образом становились сильнее и побеждали. И это происходит в айкидо, однако сейчас многим занимающимся айкидо, как мне кажется, следует расслабиться.

Таким образом, если я правильно понимаю, айкидо не предназначено для драки, и должно рассматриваться как метод самосовершенствования. Духовного и физического. Однако корректно ли тогда говорить о том, что это боевое искусство? Возможно, лучше говорить об айкидо, как о некой разновидности фитнеса, или оздоровительных упражнений наподобие йоги?

Сенсей Жак Пайе. Нет. Это не фитнес. Айкидо от него отличается. Оно не предназначено для драки, не предназначено для соревнований, и в нём нет победителей и побеждённых, однако, это всё–таки боевое искусство. Это означает, что вы всегда должны иметь очень сильный дух, так, что если вы готовы умереть, то он даст вам сил. Вы должны быть готовы умереть для того, чтобы защитить себя. Это возможно, благодаря вашему сильному духу и концентрации. В этом смысле айкидо является очень боевым. Это не игра. Вы не должны думать о том, как победить кого–то, у вас нет выбора, если вы проиграете, то умрёте. Поэтому вы должны принять эту идею очень серьёзно.

Бросковая техника
Объяснение техники хиджи атэ

Самое главное, это помнить, что айкидо — это традиционное японское боевое искусство. На Западе боевые искусства подразумевают спарринги. Вы бьётесь, и есть победитель и побеждённый. Здесь важен результат. Вы тренируетесь для того, чтобы стать сильным, чтобы научиться эффективно применять техники. Однако в Японии подход совсем другой. Важен процесс. Не результат. Если вы занимаетесь стрельбой из лука на Западе, то акцентируетесь на мишени, однако, в Японии это совсем не так. Сосредотачиваться на мишени — это ошибка. Вы должны концентрироваться на чистоте, чистоте разума, на балансе, на хорошем положении тела, поскольку это влияет на технику. В айкидо всё то же самое. Вы тренируетесь не для того, чтобы победить вашего партнёра, причинить ему вред или показать, что сильнее его. Вы тренируетесь не для того, чтобы достичь исключительно физических результатов.

Вы стараетесь научиться контролировать себя, научиться преодолевать границы собственных возможностей, и ваш партнёр помогает вам достичь этих целей, поэтому вам следует быть ему благодарным за это и заботиться о нём… Лишь с таким настроем техники со временем естественным образом начнут работать.

То есть, если я правильно понял, это психологический момент. Айкидо — это путь саморазвития, вы должны достичь чистоты разума, возможности концентрировать свою силу, умения поддерживать хорошее равновесие.

Сенсей Жак Пайе. Да. А также ваше эго. Вы должны избавиться от своего эго. Однако один из наиболее важных моментов заключается в том, что… Как бы это сказать? Перевод термина «боевые искусства» может быть различным. Будо — это не боевое искусство. Айкидо — это будо. Будо означает остановку сражения. Путь остановки поединка. Не драку. Она как раз должна быть остановлена. Это концентрация на внутренней тренировке, внутренней работе. Поэтому когда кто–то сражается, будо наоборот делает их друзьями. В этом заключается цель будо. Я думаю, что первый человек, который приехал в Японию, перевёл будо как боевое искусство. Однако, это ошибка. И на Западе всё: спортивные единоборства, будо, что угодное другое, всё обозначается одним термином. Однако в Японии всё иначе. Именно по этой причине на Западе возникают такие вопросы и беспокойство. Это происходит потому, что люди всё смешивают.

Да! Мы путаем зелёное с деревянным!

Сенсей Жак Пайе. Точно! Вот почему.

Итак, совершенно очевидно, что айкидо не предназначено для драки. Однако, возможно, оно также не предназначено и для самозащиты. Только для саморазвития.

Сенсей Жак Пайе. Однако это берёт своё начало от идей самураев, айкидо должно восприниматься очень серьёзно. Это не похоже на что–то простое, или на что–то вроде спорта. Это очень серьёзно, потому что это наиболее важная вещь в вашей жизни.

Хорошо. Например, человек, который достиг успехов в Айкидо Ёсинкан или Айкикай, не важно, который уже обладает чистым разумом. Если он начнёт практиковать, например, бокс или каратэ, его техники станут гораздо более эффективными. После айкидо такой человек, который заинтересован в методах самообороны, достигнет гораздо более высоких результатов, потому как его разум уже подготовлен.

Сенсей Жак Пайе. Да, если его разум уже подготовлен. Кроме того, принципы айкидо очень легко могут быть использованы. И эти техники… Когда я был в США, я знал много инструкторов, которые изменили айкидо. Они используют айкидо для драки. Мой друг работает в полиции, и когда он выполняет никкадзё, он наносит удар ногой, или рукой, или коленом. И вообще, когда он выполняет любую технику, то наносит удары, и это работает. Техники довольно легко изменить. Когда вы делаете коте гаеши, то бьёте рукой и ногой. Однако это перестаёт быть айкидо и превращается в джиу–джитсу.

Сенсей Жак Пайе
Сенсей Жак Пайе на
семинаре в Санкт-Петербурге

Уэсиба сенсей занимался дайто–рю, которое включало в себя множество очень болезненных и опасных техник, и он избавился от большинства из них, и сделал айкидо очень плавным и миролюбивым. И он обозначил его именно таким образом. Заниматься айкидо очень трудно, потому что вы должны быть готовы к тому, что вам придётся отстраивать своё тело, на протяжении длительного времени работать над базовыми принципами и базовыми перемещениями, которые не предназначены для того, чтобы работать или быть немедленно эффективными на практике… И в этом заключается цель. Если ваши техники слишком просты, как, например, выполнение никкадзё с нанесением ударов ногами или что–то наподобие этого, каждый сможет научиться этому очень быстро. За два–три раза. Однако в айкидо это отнимает много лет. Потому что выполнение техники — это не цель, цель заключается в том, чтобы развить в себе собственное ментальное отношение к тому, чтобы стать чистым, избавиться от своего эго. И таким образом, если на протяжении длительного и длительного времени вы сможете это делать, сможете быть терпеливым (все очень по–разному относятся к такого рода ситуациям), и если вы будете очень настойчивыми, то у вас всё получится. Потому как нет никакого большого тайного секрета. Нет никакого секрета, который кто–нибудь сообщит вам. Вам следует лишь тренироваться и найти самого себя, если вы действительно это будете делать с чистым разумом, всё получится. Если цель состоит в том, чтобы добиться быстрых результатов, то это уже не айкидо, потому что всё препятствует этому. Когда вы начинаете заниматься, то приходится делать очень сложные техники. Если люди просто хотят добиться результата, то они уходят.

По этой причине в прежние времена вы не могли просто прийти в додзё и начать заниматься. Вы должны были быть представлены в двух или трех письмах, и вам приходилось сидеть перед входом в додзё и ждать. На протяжении двух–трёх дней. И после этого, возможно, на протяжении целого года не было никаких техник, только уборка в додзё или помощь учителю. И после этого учитель говорил: «О, ты серьёзно настроен", — и начиналось обучение.

Это была проверка духа?

Сенсей Жак Пайе. Да. Сначала была проверка духа.

Продолжение интервью с сенсеем Жаком Пайе.

03.11.2012